Формирование основ безопасного поведения

01.03.2022

Главная цель работы - формирование у детей  основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи:

обучающие - направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам безопасного поведения;

развивающие - направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки;

воспитательные - реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не страха, умения ориентироваться в ситуации.

Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства:

- ИКТ (информационно-коммуникативные технологии),  с помощью которых воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи;

- предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и их родителями;

- художественная литература, являющаяся одновременно источником знаний, источником чувств.

Для успешного  освоения  программного материала  мы старались оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:

- комфортный,  благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного  тепла и эмоционального благополучия детей;

- пространственно-предметное окружение;

- игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей.

Деятельность одновременно является условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность адекватно познавать окружающий  его мир, и самому становиться частью этого мира:

- организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, прогулки);

- совместную деятельность взрослых и детей (беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, драматизации сказок, наблюдения, труд, дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, праздники, развлечения);

- свободная самостоятельная деятельность (настольно-печатные, подвижные игры,  сюжетно-ролевые и др.).Хочу такой сайт

Виды деятельности детей дошкольного возраста.Хочу такой сайт

Игровая деятельность. Отражает в игре события окружающего мира, ребенок как бы становиться их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

Коммуникативная деятельность. Объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож), электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Восприятие художественной литературы и фольклора. Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку среди сверстников.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Обогащает социальный опыт ребенка. По  мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

Изобразительная деятельность, конструирование. Позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе и в пространстве, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.

Методы и приемы:

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей  дошкольного возраста используются в работе  разнообразные методы обучения, при использовании которых необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Практические.

Применяются при  формировании умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Воспитатели с  детьми  организуют  опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Практический метод предполагает организацию игровых упражнений, в которых ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы поступите?» и др.). Практика дает ребенку умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, готовит ребенка к умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.

Наглядные.

Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Словесные.

- сравнение (например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять задания  на группировку и классификацию, умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки);

- повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые.

В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание, повышает качество усвоения познавательного материала и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на разные темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения и др.).

Картотека игр по безопасности (1).docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».